Лучшие романы и повести о Великой Отечественной войне

 

Лучшие произведения советских писателей-фронтовиков

Тема Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) стала одной из главных в советской литературе. Многие советские писатели принимали непосредственное участие в боевых действиях на передовой, кто-то служил военным корреспондентом, кто-то воевал в партизанском отряде… Такие знаковые авторы XX века, как Шолохов, Симонов, Гроссман, Астафьев и многие другие, оставили нам удивительные свидетельства. У каждого из них была своя война и свое видение произошедшего. Кто-то писал о летчиках, кто-то о партизанах, кто-то о детях-героях, кто-то документальные, а кто-то художественные книги. Они оставили страшные воспоминания о тех роковых для страны событиях.

Особенно важны эти свидетельства для современных подростков и детей, которым обязательно стоит прочесть эти книги. Память невозможно купить, ее можно либо не терять, либо утратить, либо восстановить. И лучше уж не терять. Никогда! И не забывать о победе.

  • Борис Васильев: «А зори здесь тихие…»
  •    

Повесть “А зори здесь тихие…” (1969) посвящена великому, но не попавшему в сводки военных событий подвигу пятерых юных девушек-зенитчиц, под руководством старшины Васкова в мае 1942 года вступивших в неравный бой с отрядом немецких диверсантов.

 

  • Константин Воробьев: «Убиты под Москвой»

Повесть «Убиты под Москвой» Воробьева, написанная в 1963 году, является автобиографическим произведением. В центре сюжета – страшные события осени 1941 года, когда на оборону Москвы в числе прочих была брошена элитная рота курсантов Кремлевского училища.

 

  • Даниил Гранин: «Мой лейтенант»

Роман Даниила Гранина о Великой Отечественной войне. Опубликован в 2011 году, в следующем году удостоился премии «Большая книга». Роман написан от лица молодого человека, работавшего на ленинградском оборонном заводе и после начала войны добившегося снятия брони и ушедшего в ополчение (что в целом совпадает с биографией самого Гранина, хотя писатель в эпиграфе и различных интервью подчёркнуто дистанцировался от своего персонажа)

 

  • Алесь Адамович: «Каратели»

Повесть Алеся Адамовича о карателях из батальона СС Дирлевангера, совершавших преступления на белорусской земле в годы Великой Отечественной войны. В центре повести находится «акция устрашения», проведённая 15 июня 1942 года карательным отрядом в селении Борки Кировского района Могилёвской области, в результате которой оно было уничтожено вместе со всеми его жителями. Автор пытается разобраться в мотивации главных героев. В качестве эпиграфа он берёт цитату немецкого философа Ницше о загадочных гипербореях, которым чуждо «христианское сострадание».

 

  • Виктор Астафьев: «Прокляты и убиты»

Неоконченный роман в двух книгах Виктора Астафьева, написанный в первой половине 1990-х годов.

В романе описана Великая Отечественная война и исторические события в СССР, ей предшествовавшие, процесс подготовки пополнений, быт солдат и офицеров и их взаимоотношения между собой и командирами, собственно боевые действия. Книга написана в том числе на основе личных впечатлений писателя-фронтовика.

Писатель поднимает нравственные проблемы. Это проблемы взаимоотношений между людьми в условиях войны, конфликта между христианской моралью, патриотизмом и тоталитарным государством, проблемы становления людей, чья юность выпала на тяжелейшие годы. Красной нитью через роман проходит идея о наказании Божием советских людей посредством войны

 

  • Борис Васильев: «В списках не значился»

Роман Бориса Васильева, изданный в 1974 году в журнале «Юность». В том же году издана трагедия в двух действиях.

Главный герой, лейтенант Плужников, – последний защитник легендарной Брестской крепости. Но не только о сопротивлении фашистам рассказывает книга – перед нами история о преданности, любви и смерти… и, конечно, о настоящем подвиге.

 

  • Владимир Богомолов: «Момент истины (В августе сорок четвертого)»

Роман Владимира Богомолова, впервые опубликованный в журнале «Новый мир» в 1974 году. Остросюжетный, почти детективный роман посвящен одной из самых закрытых военных тем – работе Управления контрразведки СМЕРШ. В 1944 году на 3-м Белорусском фронте группа разведчиков мастерски выслеживает и обезвреживает фашистских шпионов. Но суть романа гораздо шире сюжета.

Константин Симонов писал: «Это роман не о военной контрразведке. Это роман о советской государственной и военной машине сорок четвертого года и типичных людях того времени».

 

 

  • Юрий Бондарев: «Горячий снег»

Роман Юрия Бондарева 1970 года, одна из самых честных книг о Великой Отечественной войне, написанная ее непосредственным участником. Действие романа происходит на Сталинградском фронте – там, где принял свой первый бой и сам Юрий Бондарев, тогда лейтенант, впоследствии знаменитый писатель и классик военной прозы. Под Сталинградом насмерть встала артиллерийская батарея, преграждая путь танковым дивизиям генерала Манштейна. Здесь и сейчас молодые артиллеристы творят историю: от итога операции зависит успех Сталинградской битвы и, может быть, даже исход войны. Стылые морозные зори, круговорот крови и ужаса, стремление выжить, невозможность отступить… И среди всего этого теплится в душах героев простое желание любить и быть любимыми, которое сильнее страха смерти и приближающихся немецких танков.

 

 

  • Юрий Бондарев: «Батальоны просят огня»

Повесть Юрия Бондарева, действие которой разворачивается на Украине в 1943 году. Впервые опубликована в журнале «Молодая гвардия» в 1957 г. В 1985 г. по повести был поставлен одноимённый фильм.

В центре повести «Батальоны просят огня» – ситуация, когда изменился план наступательной операции и подразделения, форсировавшие Днепр, оказались без огневой поддержки, фактически обреченными на гибель, но стояли до конца – отвлекая на себя внимание врага, оттягивая его силы…

 

  • Василь Быков: «Сотников»

Повесть Василя Быкова, написанная в 1969 году. Замысел и сюжет произведения подсказаны автору встречей с бывшим однополчанином, который считался погибшим. Повесть впервые опубликована в журнале «Новый мир» (1970, № 5).

В 2014 году, к 90-летию писателя, повесть впервые была издана в Минске без цензуры под первоначальным авторским названием «Ликвидация»

В повести Быков поднимает экзистенциальные проблемы героизма и предательства, влияния обстоятельств на человека. Автор обнажает борьбу добра и зла в душах героев, исследует психологическое состояние людей во время войны. Быков не дает окончательных оценок персонажам, оставляя это право за читателем.

 

  • Василь Быков: «Дожить до рассвета»

Повесть белорусского писателя Василя Быкова, созданная в 1972 году.

Действие повести “Дожить до рассвета” разворачивается зимой 1941 года, в самый сложный период обороны Москвы. Молодому лейтенанту доверяют возглавить диверсионный отряд и уничтожить немецкий склад. Выполняя задание, почти все бойцы погибают. Тяжело раненный лейтенант остается один и решает: его последняя жертва станет “последним взносом для Родины во имя советского долга”.

 

 

  • Олесь Гончар: «Знаменосцы»

Роман-трилогия Олеся Гончара, посвященный событиям Великой Отечественной войны. Первое крупное произведение автора. Отмечен Сталинской премией 2-й степени в 1948 (за первую и вторую книги) и в 1949 году (за третью книгу).

Роман-трилогия “Знаменосцы”- одно из лучших произведений советской литературы о Великой Отечественной войне, о героизме и благородстве советских солдат-освободителей.

 

  • Василий Гроссман: «За правое дело»

«За правое дело» (1943-1952, опубл. 1952) – первая часть «сталинградской» дилогии Василия Гроссмана, более известной читателю по второму ее роману, «Жизнь и судьба» (1950-1959, опубл. 1980), который принес автору мировую славу. Выросшая из реального фронтового опыта Гроссмана – военного корреспондента газеты «Красная звезда», лично участвовавшего в боях на передовой линии обороны Сталинграда, – эта книга по выходе в свет подверглась разгромной критике в партийных кругах, которая превратилась в настоящую травлю писателя и предопределила трудную издательскую судьбу второй части дилогии. Автор постигает закономерности войны и неизбежность победы над фашизмом, истоки и последствия культа личности, глубинные противоречия жизни.

 

  • Василий Гроссман: «Жизнь и судьба»

Роман-эпопея Василия Гроссмана о событиях Великой Отечественной войны, написанный в 1950—1959 годах. Завершает дилогию, начатую романом «За правое дело» (1952). В отличие от первой части, соответствующей канонам соцреализма, вторая часть написана после смерти Сталина и содержит резкую критику сталинизма. В СССР первая публикация состоялась во время Перестройки, в 1988 году. Наиболее полная редакция увидела свет в 1990 году.

Лучшие герои этой книги неизбежно попадают между двух огней: сражаясь с фашизмом, защищают сталинскую систему, но существенно ли различаются немецкий лагерь и Лубянка?.. Из последних сил люди воюют за свободу и справедливость, но наступят ли они после победы?..

 

  • Эммануил Казакевич: «Звезда»

Повесть, первое произведение Эммануила Казакевича на русском языке. Повесть принесла автору широкую известность, и за неё он в 1948 году был удостоен Сталинской премии.

Повесть «Звезда» – одно из самых эмоционально проникновенных и трагических произведений русской литературы о Великой Отечественной войне. Задуманная во время Ковельской наступательной операции, эта повесть стала всемирно известной, в России переиздавалась несчетное количество раз.

Взвод разведчиков лейтенанта Травкина здорово потрепало. Еще недавно 18 старых проверенных бойцов составляли его костяк. Теперь же их осталось всего двенадцать, остальные – новобранцы, непроверенные в бою, темные лошадки.

 

  • Эммануил Казакевич: «Весна на Одере»

Весна 1945 года. Советские войска готовятся к форсированию Одера. Тяжелые бои за месяц до победы над фашистской Германией унесут еще десятки тысяч жизней советских солдат и офицеров.

Майор Бубенцов никогда и не надеялся на такую встречу. Он помнил о ней всегда, несмотря на годы войны и смертей. Таня Кольцова, молоденький военврач, с которой ему довелось выходить из окружения в далеком и горьком 1941 году. И вот, судьба свела их снова, на берегу Одера, посреди краткой передышки перед одним из последних наступлений в этой войне.

Они снова пойдут рука об руку, теперь уже по вражеской земле, и, возможно, у них есть будущее, если удастся выжить в боях перед самой победой…

 

  • Валентин Катаев: «Сын полка»

Повесть “Сын полка”, впервые опубликованная в 1945 году, – одно из самых ярких и пронзительных произведений о Великой Отечественной войне. Это первая в советской литературе книга, показывающая войну глазами ребенка. Главный герой, мальчик Ваня Солнцев, потерял родных, долгое время скитался по лесам и деревням и был спасен разведчиками. Несмотря на жестокие испытания судьбы, мальчик не теряет силы духа и мечтает воевать за Родину наравне со взрослыми..

 

  • Виктор Некрасов: «В окопах Сталинграда»

Повесть Виктора Некрасова, рассказывающая о героической обороне Сталинграда в 1942—1943 годах. Впервые опубликована в 1946 году в журнале «Знамя». Удостоена Сталинской премии (1947).

Повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» стала одним из ярких образцов так называемой «лейтенантской» прозы. Фронтовик, архитектор по образованию, не имевший прежде литературного опыта, Некрасов сумел передать личное ощущение войны. Это повесть не столько про героизм и победы, хотя каждый из персонажей по праву может называться героем, сколько про внутренний страх, растерянность, привычку к смерти, умение сохранить человечность даже там, где людей уже не остается.

 

  • Вера Панова: «Спутники»

Роман «Спутники» одна из самых правдивых книг о войне и военных врачах. Он основан на непростом личном опыте автора. В 1944 г. Вера Панова совершила четыре рейса в военно-санитарном поезде к местам боев. Стремительный образ поезда с красным крестом, проносящийся через охваченную войной страну, стал символом жизни, продолжающейся наперекор смерти

 

  • Фёдор Панфёров: «В стране поверженных»

В романе «В стране поверженных» перед читателем возникают события последних военных лет, действие переносится в тыл врага.

Изображая подвиги партизан, разведчиков, узников фашистских концентрационных лагерей, Панферов сумел нарисовать широкую картину того, что происходило по другую сторону советско-германского фронта. В замысел нового романа входило показать глубокий немецкий тыл и фронт, от рядового немецкого солдата до гитлеровского военного штаба, показать героическую работу советской разведки в тылу врага, подпольную работу немецких коммунистов против гитлеровского государства и пробуждение сознания немецкого народа к концу войны.

 

 

  • Валентин Пикуль: «Реквием каравану PQ-17»

Исторический роман советского писателя Валентина Пикуля, написанный в 1969—1973 годах. Роман посвящён трагедии одного из арктических конвоев союзников в годы Второй мировой войны. Первый вариант был опубликован в журнале «Звезда» в 1970 году.

В июне 1942 года этот караван был почти полностью уничтожен немецкими подводными лодками и авиацией. В. С. Пикуль описывает разгром каравана, трагедию экипажей потопленных судов, преступную сущность гитлеровского режима. Вместе с тем автор рассказывает о мужестве и героизме советских, американских и британских моряков, которые до конца исполнили свой воинский долг.

Роман переведён на ряд иностранных языков, в России в 2004 году по его мотивам снят телесериал «Конвой PQ-17».

 

  • Константин Симонов: «Живые и мертвые»

Трилогия Константина Симонова о людях, участвовавших в Великой Отечественной войне («Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето»)

Роман «Живые и мертвые», опубликованный в 1959-1971 годах, – одно из самых значительных произведений русской литературы на военную тему. Не будучи хроникально-документальным или историческим сочинением, этот роман, однако, во многом основан на материалах личных дневников писателя за июнь-сентябрь 1941 года (увидевших свет лишь в 1992 году под названием «Сто суток войны») и его записок разных лет, частично опубликованных в виде фронтовых очерков; у многих героев, выведенных в повествовании, существовали реальные прототипы. По первым двум книгам романа режиссером А. Столпером были сняты художественные фильмы «Живые и мертвые» (1964) и «Возмездие» (1967).

 

  • Михаил Шолохов: «Они сражались за Родину»

Роман Михаила Шолохова о Великой Отечественной войне. Работа над романом велась в три этапа: в 1942—1944, 1949 и 1969 годах. Незадолго до смерти писатель сжёг рукопись романа. В печать вышли только отдельные главы произведения.

Текст романа воссоздаёт один из самых трагических моментов Великой Отечественной войны — отступление советских войск на Дону летом 1942 года. Михаил Шолохов одним из первых русских писателей открыто писал о трудностях, ошибках, хаосе во фронтовой дислокации, об отсутствии «сильной руки», способной навести порядок. Не хлебом и солью встречают отступающие части жители казачьей станицы, а бросают в лицо измученным солдатам гневные и несправедливые слова.

Оставьте комментарий